Край, которым горжусь!

Гордость краяЖелезногорский район

Михайловский карьер

 

Впервые на поведение магнитной стрелки  под Курском обратили внимание еще в восемнадцатом веке. Но только через столетие в ходе масштабных научных  исследований было подтверждено: аномалия связана с большими залежами железной  руды. В Курской губернии даже возникла «железорудная лихорадка»: одни помещики  спешили продать свои земли, другие  скупали ее.

 А вот первые образцы руды были получены совсем не на территории современного Железногорского района. Их подарила скважина под Щиграми в апреле 1923 года.  Даже в молодом советском правительстве прекрасно понимали перспективы разработки месторождения. Этот вопрос находился на личном контроле Владимира Ленина. Однако ход изысканий нарушило начало Великой Отечественной войны.Михайловское месторождение было открыто уже после победы, в 1950 году. Еще спустя семь лет здесь появился рабочий поселок, разбитый на гречишном поле. Он рос, буквально, на глазах. Теперь Железногорск  - второй по численности город Курской области. Здесь проживает почти сто тысяч человек. И хотя в последние годы он сумел преодолеть тесные рамки моногорода, почти каждая семья тут связывает свою судьбу с развитием Михайловского ГОКа.

Пятьдесят пять лет назад, в 1960 году на Михайловском месторождении был добыт первый ковш богатой руды. В декабре 1961 года приступил к работе первый фабричный передел комбината – дробильно-сортировочная фабрика по переработке богатой руды. С 1967 началось строительство производственных объектов по выпуску продукции из неокисленных железистых кварцитов – концентрата и окатышей. Михайловский ГОК сегодня - это один из крупнейших промышленных гигантов России.

Но для большинства жителей страны, а впрочем, и многих курян – ГОК – это, прежде всего, карьер. Красивая, и величественная картина, которая стала одной из визитных карточек региона. Это действительно одно из самых больших месторождений в мире, где добыча руды ведется открытым способом. Карьер отлично виден из космоса, и сопоставим по размерам с расположенным рядом городом горняков. Однако немногие знают, какая сложная работа скрывается за этими живописными видами, на которых многотонные грузовики кажутся муравьями, а железнодорожные составы – гусеницами. И совсем уж мало кто понимает, насколько технологичен и наукоемок процесс получения железорудного сырья.

Бассейн открытой добычи руды – это лишь видимая часть промышленного «айсберга». Отсюда сырьевой продукт попадает в обработку, чтобы стать одним из видов товарной продукции. Михайловский Горно-обогатительный комбинат - настоящий индустриальный гигант. Он включает в себя 43 объекта. За время своего существования завод перешел от простой добычи аглоруды к производству доменной руды, железорудного концентрата и окатышей. Весь цикл производства – от работы в горных рудниках, до изготовления конечного продукта – осуществляется здесь же, на комбинате. Сегодня МГОК занимает второе место в России по объемам продукции, получаемой из железной руды. Его доля составляет 18% от общего вклада. Четверть железорудных материалов, произведенных под Железногорском, идет на экспорт.

За годы работы в карьере добыто свыше 1,5 млрд тонн руды – подобного объёма достаточно для строительства железной дороги, которая более 500 раз обогнёт земной шар.  Протяжённость серпантинных автодорог в карьере превышает 80 км, а общая длина железнодорожных линий – 130 км, что примерно равно расстоянию от Железногорска до Курчатова.

Самая глубокая точка карьера приближается к 380 метрам от поверхности, что соответствует высоте одного из самых известных небоскребов Америки 102–х этажного Эмпайр Стейт Билдинг. Работа в карьере не прекращается ни днем, ни ночью. В чаше карьера есть электричество, здесь установлены столбы, протянуты провода, есть даже дорожные знаки! 

Но Михайловский карьер – это не только крупные залежи железа, богат рудник и необычными находками. Ярким образцом природного творчества и настоящим карьерным чудом является железорудный кварцит в форме шара, диаметром около 80 см. Ещё одна уникальная находка в карьере – фрагменты скелета морской рептилии, предположительно плиозавра, жившего на нашей планете 120 миллионов лет назад.

Как доехать

Насладиться незабываемым зрелищем карьера может любой желающий совершенно свободно. Для этого нужно двигаться по трассе А 142 «Тросна-Калиновка» до поворота в восточном направлении, который ведет прямиком к карьеру. При движении с юга он будет находиться через 300-400 метров от поста ГИБДД, который находится на въезде в  город (однако в сам Железногорск поворачивать не нужно, следуйте прямо в северном направлении, поворот в вашем случае будет справа). При движении с севера, от Тросны Орловской области, сворачивая с трассы М-2 «Москва – Симферополь», до поворота нужно будет проехать ровно 30 километров – до Железногорска вы чуть-чуть не доедете. И в том, и в другом случае, ориентиром поворота будет гигантский ковш со стелой с надписью «Рудник».

Расстояние от трассы «Тросна-Калиновка» до оборудованной общедоступной смотровой площадки составляет ровно 2,5 км.  

Особое впечатление можно получить от вида карьера в сумерках, когда начинает темнеть, но тьма еще не заволокла окончательно бездну бассейна:  работы здесь ведутся круглосуточно и дно гигантской чаши расцвечивается движущимися огоньками.

Более подробно об истории разработки карьера Михайловского ГОКа и о современном этапе развития предприятия можно узнать, посмотрев фильм, снятый агентством АКМ46. 

КОММЕНТАРИИ

Авторизуйтесь, чтобы получить возможность комментирования.

Рейтинг:

10
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность голосования.