Край, которым горжусь!

Гордость краяКурский район

Храм Успения Богородицы

 

Насколько красивое, настолько и редкое для Черноземья католическое здание, появилось в самом конце 19 века на крутом западном склоне холма, на котором родился и сам Курск.  Храм окружен плотной городской застройкой, но всегда идеально просматривался издалека. И вот уже на протяжении ста лет он не только неизменно притягивал взгляды курян и гостей города, но и порождал массу легенд, окутанных мистикой и тайнами.

История единственного в области костела началась в середине 19 века, когда местная католическая община впервые обратилась к курскому губернатору за разрешением обустроить для них приход. Традиционно консервативные местные градоначальники тот час отреагировали отказом. Для этого в городе требовалось не менее 400 постоянно проживавших католиков, а таковых в Курске было от силы полторы сотни. В 1885 году у общины появился новый ксендз - Георгий Мотузз, который, несмотря ни на что, добился благословения. Трудно сказать, что подкупило курских правителей. Возможно, намерение Мотузза частично вложить собственные средства в строительства, точнее ее недостающую часть: основным капиталом стали деньги, завещание общине местной дворянкой Марией Рудзиевской. Как бы то ни было, работа закипела. Причем, построен был храм в рекордные сроки даже по нынешним временам. Еще в 1891 году курский губернатор фон Валь улаживал нюансы вокруг нового проекта с департаментом духовных дел иностранных исповеданий, а уже в 1892 году польский католический костел принимал первых прихожан. К слову сказать, тогда их число уже превысило 1500 человек. И с первых дней со своего основания храм Успения Богородицы начал заполнять свои, особые страницы в истории города.

По одной из версий в 1899 году, то есть в 21 год, по другой - в 1901 году, здесь венчался со своей первой женой Казимирой Зглейц основатель супрематизма Казимир Малевич. С 17-лет художник работал чертежником в курском Управлении Московско-Киево-Воронежской железной дороги. Здесь же, в Курске, он и состоялся как живописец, хотя в первых своих работах он старательно подражал «передвижникам» Шишкину и Репину, с которыми был знаком по репродукциям.

Здесь же, в Курске, он состоялся и как глава семейства. Не так давно сотрудники областного архива получили метрическую книгу католического храма, в которой сделана запись не только о венчании художника, но и о рождении в 1902 году его сына Георгия. Более того, в другой метрической книге упоминается, что в 1904 году у Казимира и Казимиры Малевич родилась дочка. Насколько ценна эта находка, можно судить по тому, что до сих пор в официальных биографиях Малевича говорилось, что  в Курске у художника родилось только двое детей: сын Анатолий в 1901 году и дочь Галина в 1905-м.

После революции 1917 года храм некоторое время функционировал, однако в 1938 году был закрыт, настоятель и активисты прихода расстреляны. В освободившемся здании сначала было устроили музей атеизма, а потом и вовсе, как водится, отдали под склад. Во время Великой Отечественной в задние костела попала бомба, частично разрушив одну из двух башен. Однако реставрации храм дождался лишь в семидесятых годах.  С этого момента в нем разместили Дом музыки, иногда под католическими сводами играл орган. Потом костел стал городским Домом культуры. И с этих же времен своего второго рождения, костел подарил городу громкую легенду, появившуюся, благодаря «нецелевому» использованию храма.

Вообще, использование католического собора хоть под склад, а уже тем более под музей атеизма, по определению должно было стать для призраков ордером на вселение. И первые слухи о прописавшемся здесь привидении действительно поползли еще среди бравых строителей коммунизма еще в годы первых пятилеток. А тут, к концу лохматых восьмидесятых, когда дворик около городского ДК облюбовали курские неформалы, призраки просто по определению не могли не украсить собой эту шебутную компанию. 

 Сначала в городе заговорили, что по ночам в соборе слышатся шаги, а орган сам собой издает незатейливые, но мрачные мелодии. Потом был случай с перепуганным ночным сторожем, который поздней осенью в одних трусах спасался от преследования призраком аж до площади Перекальского. Наконец, привидения получили практически официальное признание. Директор Дома культуры – взрослый человек при высокой должности и здравом рассудке - не раз признавался, что сам слышал звуки по ночам, к которым он с трудом, но привык. Последней каплей, переполнившей чашу терпения, стала новая манера невоспитанных призраков – без дела стучать в окно его кабинета. Все бы ничего, может руководитель очага культуры привык бы и к этому досадному неудобству, но его кабинет располагался на втором этаже. Можно было бесконечно долго подозревать шутников, которые, то ли слишком оперативно сворачивали лестницу, то ли просто швыряли камушки в стекло, если бы герр директор не решил осмотреть место происшествия уже при свете дня. На старинной кирпичной кладке под его окном обнаружились глубоко вплавленные, словно обугленные, следы когтей и как бы человеческих рук. «Как бы» - потому что для отпечатка человека они все-таки были маловаты. Поскольку руководитель был – еще раз подчеркнем – человеком со здравым рассудком, в милицию он обращаться не стал. А поскольку на дворе шел 1991 год, он позвонил уфологам, которые к тому времени заявили о себе едва ли не громче, чем сами призраки. И насколько бы охотникам за привидениями не хотелось обнаружить признаки существования потустороннего мира, все же именно они выяснили, что на кирпичах отпечатались следы двух собачьих лап пальцев человека. Их, скорее всего, оставили еще на свежеотформованных глиняных брикетах. При производстве кирпича использовались ручные деревянные формы, а к рабочим могли приходить хоть дети, хоть  животные. В результате на кирпичах остались следы детских ладошек и песьих лап. На других местах стены также были обнаружены оставленные еще до обжига кирпичей следы человеческих ладоней в самых различных направлениях. Зато теперь каждый прохожий, обладающий определенной степенью любознательности и более-менее сносным зрением, и сегодня может лично удостовериться в отпечатке того ночного происшествия – достаточно лишь внимательно осмотреть стены второго этажа.

Как бы то ни было, в 1993 году была зарегистрирована  уже современная католическая община, а в 1997 году здание храма было возвращено католической церкви. Здесь по-прежнему играет орган, здесь устраиваются концерты с совершенно бесплатным входом (информацию о них можно узнать по этой ссылке http://vkontakte.ru/kurskcatholic). И легенды закончились сами собой. Впрочем, надолго ли? Покажет время. Ведь история этого 115-летнего костела продолжается. 

(фото внутреннего убранства храма с официального сайта прихода http://www.uspenie.kursk.ru)

КОММЕНТАРИИ

Авторизуйтесь, чтобы получить возможность комментирования.

Рейтинг:

9,8
Авторизуйтесь, чтобы получить возможность голосования.